Какое отличие материнской и отцовской любви?


Для того, чтобы лучше понять, что ребенок ожидает от своих родителей, как папа и мама влияют на последующую его жизнь, надо узнать какие особенности материнской и отцовской любви и чем они отличаются. Эти отличия будут изложены по книге Эриха Фромма (1900-1980, американский психолог, философ, социолог)"Искусство любви" Итак,

 

Материнская любовь

– считается высшим видом человеческой любви;

– наиболее священной изо всех эмоциональных связей;

– ее достижение – не любовь к младенцу, а любовь к растущему ребенку;

– являет собой неравенство – где один полностью нуждается в помощи, а другой полностью ее дает, не требуя ничего взамен;

Материнская любовь дает:

– безусловное утверждение в жизни ребенка его потребностей и сохранения жизни:

– положительные источники тепла и пищи, эйфорического состояния удовлетворения и безопасности;

– объединяет все переживания в одно "Я любим потому, что я – ребенок своей матери";

– дает почувствовать свою значимость "Я любим, потому, что я прекрасен, чудесен. Я любим потому, что мать нуждается во мне.";

– каждодневная бескорыстная забота матери говорит малышу "Я любим, потому, что это я" Названные переживания являются пассивными. Это значит, что "нет ничего, что я сделал для того, чтобы быть любимым" Материнская любовь имеет безусловный характер. Все, что от меня требуется, это быть – быть ее ребенком.

– установку, которая внушает ребенку любовь к жизни, дает ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть маленьким мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле!

– укрепляет желание быть жизнеспособным, внушает ребенку любовь к жизни и ко всему сущему.

 

Конечным итогом материнской любви должно быть желание, чтобы ребенок отделился от матери. В материнской любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не просто терпеть, а именно хотеть и поддерживать отдаление ребенка.

Материнская любовь – это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать.

В идеальном случае материнская любовь:

– не пытается помешать ребенку взрослеть;

– не пытается назначить награду за беспомощность;

– имеет веру в жизнь; – не должна быть тревожной;

– имеет желание, чтобы ребенок стал независимым,

– и, в конце концов, отделился от матери.

Негативная сторона в безусловной материнской любви.

1. Из-за того, что любовь матери не надо заслуживать, к ребенку может прийти ощущение, что этой любви нельзя добиться, вызвать или контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет, это все равно, как если бы все прекрасное ушло из жизни – и я ничего не могу сделать, чтобы эту любовь создать.

2. В любви матери присутствует нарциссический элемент. Ввиду того, что ребенок воспринимается как часть ее самой, любовь и слепое обожание матери могут быть удовлетворением ее нарциссизма.

3.В основе материнской любви могут быть обнаружены мотивы стремительного желания власти или обладания. Ребенок, существо беспомощное и полностью зависимое от ее воли, это естественный объект удовлетворения для женщины, властной и обладающей собственническими чертами.

Именно на этой стадии многие матери оказываются неспособны решить задачу материнской любви. Нарциссическая, властная, с собственнической установкой женщина может успешно быть любящей матерью, пока ребенок мал. Во взрослеющем ребенке мать может видеть угрозу потери своего объекта власти и контроля. Многие матери имеют трудности во времена, когда ребенок начинает отделяться от нее.

Ребенку важно, чтобы у него была не только хорошая мать, но и счастливая мать.

Все тревоги матерей проецируются на детей. Однако день за днем ребенок становится все более независимым: он учится ходить, говорить, самостоятельно открывать мир; связь с матерью несколько утрачивает свое жизненное значение и вместо нее все более и более важной становится связь с отцом.

 

Отцовская любовь

Если мать – это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома. Он имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери.

Но хотя отец не представляет природного мира, он представляет другой полюс человеческого существования:

– мир мысли, вещей, созданных человеческими руками,

– закона и порядка,

- дисциплины,

– путешествий и приключений.

Отцовская любовь это обусловленная любовь. Ее принцип таков: "Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня".

Условная любовь отца:

– учит ребенка, как узнавать дорогу в мир.

– позволяет что-то сделать, чтобы добиться ее, "я могу трудиться ради нее";

– не находится вне пределов контроля ребенка, как любовь материнская;

– направляема принципами и ожиданиями;

– она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной;

– должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы;

– позволяет ему стать самому для себя авторитетом и освободиться от авторитета отца Отрицательная сторона отцовской любви составляет :

– факт, что должна быть заслужена;

– что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут. Материнская и отцовская установка по отношению к ребенку соответствует его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве отца.

Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни,

Функция отца – учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком то общество, в котором он родился.

В конечном счете, зрелый человек приходит к тому моменту, когда он сам становится и своей собственной матерью и своим собственным отцом. Он обретает как бы материнское и отцовское сознание.

Материнское сознание говорит: "Нет злодеяния, нет преступления, которое могло бы лишить тебя моей любви, моего желания, чтобы ты жил и был счастлив".

Отцовское сознание говорит: "Ты совершил зло, ты не можешь избежать следствий своего злого поступка, и если ты хочешь, чтобы я любил тебя, ты должен прежде всего исправить свое поведение".

Зрелый человек внешне становится свободен от материнской и отцовской фигур, он строит их внутри себя.

Когда человек чувствует, что он не в состоянии придать смысл своей собственной жизни, он старается обрести этот смысл в ребенке. Но так можно ввергнуть в беду как самого себя, так и своего ребенка. Себя потому, что проблема существования может быть разрешена каждым человеком только внутри самого себя, а не при помощи посредника; ребенка потому, что в человеке могут отсутствовать качества, которые необходимы для воспитания ребенка.

Дети служат проективным целям и тогда, когда встает вопрос о расторжении несчастливого брака. Главный аргумент родителей в такой ситуации тот, что они не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка благодеяний единой семьи. Всякое тщательное изучение показало бы, однако, что атмосфера напряженности и несчастья внутри "единой семьи" более вредна для ребенка, чем открытый разрыв – который по крайней мере учит, что человек в состоянии посредством смелого решения изменить непереносимую ситуацию.

Зная природу и особенности материнской и отцовской любви, нам легче будет понять чувства и мысли ребенка при разводе или других критических моментах семейной жизни.

Автор: Снежана Фурсова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-33626/

Если ребенок навсегда останется рядом с мамой, он так никогда и не сможет повзрослеть. И, если женщина не вспомнит о том, что она еще и жена, то она так и останется в рамках только материнской роли. 


Механизмы психологической защиты

 

1. Вытеснение

 

Универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений, влечений, желаний. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например, в фобиях и страхах).

Вытеснение считается примитивным и малоэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам:

1) вытесненное все-таки прорывается в сознание;

2) неразрешенный конфликт проявляется в высоком уровне тревожности и чувстве дискомфорта.

Почему социально нежелательные влечения, желания, мысли вытесняются из сознания?

Вытеснение активизируется в случае возникновения желания, которое вступает в противоречие с другими желаниями индивидуума и несовместимо с этическими взглядами личности. Вследствие конфликта и внутренней борьбы мысль и представление {носитель несовместимого желания) вытесняются, устраняются из сознания и забываются. "Несовместимость соответствующего представления с "Я" больного была мотивом вытеснения: этические и другие требования индивидуума были силами, которые вытесняют. Принятие несовместимого желания (или то же самое, продолжение конфликта), вызвало бы значительное неудовольствие". Это неудовольствие устранялась вытеснением.

Какое влияние на психику оказывают вытесненные стремления и желания?

На первый взгляд кажется, что, устраняя из сознания нежелательные идеи, мы избавляемся от неудовольствия. Но, как писал З.Фрейд, "...в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать: оно может активизироваться и вызвать дискомфорт и нарушения в психике".

Вытеснение характеризует инфантильность, незрелость личности; чаще всего оно наблюдается у детей и истерических невротиков. Если вытесненное в процессе психоанализа попадает в сознание (что предусматривает преодоление значительного сопротивления), то под руководством психолога психический конфликт получит лучший выход, нежели с помощью защитного механизма. Осознав вытесненный элемент, человек обретает возможность сознательно овладеть несовместимыми желаниями.

Что мешает осознать вытесненные желания и мысли?

По мнению З.Фрейда, на невротика в процессе лечения действуют две силы, направленные друг против друга: с одной стороны, его сознательное стремление вспомнить забытое, а с другой - сопротивление, которое мешает вытесненному и его производным вернуться в сознание. Такое стремление не допустить в сознание вытесненные неосознанные желания и мысли во время психоаналитических сеансов проявляется в сопротивлении психоаналитику (критика в адрес врача, отказ сообщать нужные сведения и т.п.). "Если сопротивление равно нулю или очень незначительно, то забытое без перекручивания и извращения попадает в сознание. 

Когда же сопротивление велико, то вытесненное изменяется тем сильнее, чем сильнее сопротивление (которое направлено против осознания вытесненного)". 

       

2. Реактивные образования

 

Ego (Я) может принимать меры безопасности против осознания социально нежелательных импульсов и желаний с помощью формирования противоположных реакций (реактивных образований).

Реактивные образования - это замена Ego нежелательных тенденций на прямо противоположные.

Например, преувеличенная любовь ребенка к матери или к отцу может быть результатом превращения социально нежелательного чувства - ненависти к родителю. Ребенок, который был агрессивным к родителю, развивает по отношению к нему исключительную нежность и беспокоится о его безопасности; ревность и агрессия трансформируются в бескорыстие и заботу о других. "Создавая навязчивые ритуалы и принимая предохранительные меры, ребенок защищается от любой вспышки своих агрессивных импульсов".

Мальчик, которому очень нравится девочка, вдруг ощущает и проявляет ненависть и агрессию к ней. Определенные социальные и внутриличностные запреты на проявление некоторых чувств (например, мальчик боится проявлять свою симпатию к девочке) приводят к формированию противоположных тенденций - реактивных образований: симпатия превращается в антипатию, любовь - в ненависть и т.п.

 

 

3. Рационализация

 

Когда девушка бросает парня, он может изменить свое отношение к ней, рационализируя, что она не так уж и хороша ("А характер какой ужасный!.."), и это помогает ему пережить трудную ситуацию. 

Если я обидел своего знакомого, я защищаюсь, оправдывая свои действия тем, что он сам заслужил такое обращение ("Ведь он, негодяй, сколько подлости людям сделал"). И мне от такого объяснения (рационализации) становится легче, совесть не мучает, мое "Я" и моя самооценка защищены. 

Субъект, который оказался несостоятельным что-то сделать, часто объясняет свой неуспех внешними обстоятельствами, недоброжелательным отношением других людей, а не собственным бессилием. А когда человек не достигает взаимности в отношениях с другими людьми, то наделяет их отрицательными чертами. Такое объяснение (рационализация) помогает временно избежать снижения самооценки и содействует защите образа "Я".

Рационализация - это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного "Я" - основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.

Наиболее яркие феномены рационализации получили название "зеленый (кислый) виноград" и "сладкий лимон": 

* феномен "кислый (зеленый) виноград" (известный из басни Крылова "Лиса и виноград") - это своеобразное обесценивание недосягаемого объекта. Если невозможно достичь желаемой цели или завладеть желанным предметом, человек обесценивает их, т.е. если субъект не может получить желанный предмет (как Лиса не могла получить виноград), то наделяет его отрицательными чертами.

* защита типа "сладкий лимон" - это преувеличение ценности того, что имеешь (по известному принципу - "лучше синица в руке, чем журавль в небе").

Рационализация - это объяснение человеком собственных намерений и стремлений в целях самооправдания и самоутверждения. Истинные мотивы при этом не осознаются, поскольку осознание их (если они являются социально нежелательными) привело бы к потере самоуважения.

Поражает то, что когда бы человека ни спросили, почему он поступил именно так, а не иначе, его мотивы (по мнению человека), как правило, оказываются "хорошими". Вследствие действия этого механизма психологической защиты человек редко признает свои намерения аморальными.

Рационализация актуализируется тогда, когда человек боится осознать ситуацию и стремится скрыть от себя тот факт, что в своих действиях он руководствовался социально нежелательными мотивами. Мотив, который лежит в основе рационализации, заключается в том, чтобы объяснить поведение и в то же время защитить образ "Я". Вот почему рационализацию считают псевдорациональным (псевдоразумным) объяснением. Рационализация - это объяснение собственных действий и мотивов таким образом, чтобы они были согласованы с Super-Ego и отвечали желаемому образу "Я".

 

4. Сублимация

 

Сублимация - один из механизмов психологической защиты личности, который снимает напряжение в конфликтной ситуации путем превращения инстинктивных форм психики (инстинктивной энергии) в социально желательные для человека и общества формы деятельности. 

Иными словами, сублимация - это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности. Агрессивная энергия, трансформируясь, способна сублимироваться (разрядиться) в спорте (бокс, борьба) или в строгих методах воспитания (например, у слишком требовательных родителей и учителей), эротизм - в дружбе, в творчестве и т.п. Когда непосредственная разрядка инстинктивных (агрессивных, сексуальных) влечений невозможна, находится деятельность, в которой эти импульсы могут разрядиться.

Сублимация - это психологическая защита путем десексуализации импульсов и превращения их в социально желательные формы активности.

По мнению З.Фрейда, сублимация - это механизм психологической защиты, благодаря которому энергия влечений направляется на другие, высшие, уже несексуальные цели. Например, сексуальная энергия может сублимироваться в творчестве (как у художников и поэтов), в шутках, остротах, анекдотах. Именно компоненты сексуального влечения отличаются способностью к сублимации, т.е. замещению сексуальной цели другой, более отдаленной и более ценной в социальном отношении.

З.Фрейд объяснял творчество личности через сублимацию. Переключение энергии либидо на процесс творчества или шутки, что вызывает разрядку напряжения в форме, разрешенной обществом, - одна из важных особенностей сублимации.

 

5. Идентификация

 

Когда мальчик ощущает себя слабым и беспомощным, он "хочет быть таким, как папа", т.е. идентифицируется, отождествляется с отцом. 

Когда подросток взволнован, он пытается быть таким же уравновешенным и сильным, как киногерой (идентифицируется с киногероем).

Идентификация - это процесс неосознаваемого отождествления себя с другим субъектом, группой, образцом, идеалом.

По мнению Фрейда, с помощью идентификации маленькие дети усваивают модели поведения значимых для них людей, формируют Сверх-Я, принимают мужскую или женскую роль.

Идентификация - это неосознаваемое перенесение на себя чувств, черт, особенностей, которые присущи другому человеку или живому существу.

З.Фрейд утверждал, что идентификация - это защита от объекта (который вызывает страх) путем уподобления ему. Так, мальчик бессознательно наследует сильного и строгого отца и этим стремится заслужить его любовь и уважение. Путем произвольной идентификации с агрессором субъект может избавиться от страха. Благодаря идентификации достигается также символическое владение желаемым, но недосягаемым объектом. В широком значении идентификация - это неосознаваемое стремление наследовать образец, идеал. Идентификация предоставляет возможность победить собственную слабость и чувство неполноценности. Человек с помощью этого механизма психологической защиты избавляется от чувства неполноценности и отчужденности.

Идентифицироваться можно с любым объектом, человеком, животным, идеей, организацией.

Идентификация приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического "заимствования" энергии у других людей. Идентифицируясь с киногероем, подросток приобретает смелость; отождествляясь с отцом, малыш стремится быть или ощущает себя таким же сильным и могущественным, "как папа".

 

6. Проекция

 

Это приписывание собственных вытесненных переживаний, потребностей, особенностей другим людям.

Проекция - это механизм защиты от своих неосознанных асоциальных желаний и влечений с помощью приписывания другим людям социально нежелательных влечений, склонностей и особенностей.

Агрессивный человек и других людей воспринимает агрессивными (т.е. проектирует на них свою агрессивность), жадный - жадными, коварный - коварными, а лгуну все люди кажутся лгунами.

Таким образом, проекция проявляется в тенденции человека считать, что другие люди имеют такие же мотивы, чувства, желания, ценности, черты характера, которые присущи ему самому. При этом свои социально нежелательные мотивы он не осознает.

Таков, например, механизм детского и религиозно - мифологического мировосприятия. Примитивное восприятие характеризуется склонностью человека персонифицировать животных, деревья, природу (приписывая им собственные мотивы, желания, чувства).

Называют проекцией и своеобразное отождествление художника со своим творением (Флобер писал: "Эмма - это я"). Писатель переносит на героев своих произведений собственные потребности, чувства, черты характера.

Индивидуум может проектировать на других не только нежелательные или негативные аспекты своего реального "Я", но и подавлять в себе и проектировать на других свои позитивные особенности.

Психологи выделяют такие виды проекции:

1. Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

2. Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности.

3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.

4. Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек".

 

7. Интроекция

 

Механизмом психологической защиты, противоположным проекции, является интроекция.

Интроекция - это включение в собственную психологическую структуру "Я" внешних ценностей и стандартов, для того чтобы они перестали действовать как внешняя угроза.

Человек наделяет себя чертами, свойствами других людей. Например, человек берет на себя функции надоедливого наставника, поскольку проявление такой черты у других людей его раздражает или травмирует. С целью снять внутренний конфликт и избежать психологического дискомфорта, человек присваивает убеждения, ценности и установки других людей.

Интроекция - это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики, без попыток изменить их и сделать своими собственными.

Интроекты - это отдельные убеждения, ценности, мысли, которые были приняты без анализа и переструктурирования.

По мнению З.Фрейда, интроекты - это нормальные образования (например, образцы поведения, с помощью которых формируется личность ребенка). Иными словами, интроекцию можно рассматривать не только как механизм психологической защиты, но и как механизм психического развития личности. Ведь усваивая определенные модели (образцы) поведения, ценности и установки, человек развивается как личность.

Наиболее ранним интроектом является родительское поучение, которое усваивается индивидуумом без критического осмысления его ценности.

Пример интроекции: впечатлительный мужчина пытается сдержать слезы, поскольку он усвоил родительскую установку, что взрослый человек не должен плакать в присутствии посторонних. Или человек постоянно себя критикует, поскольку он усвоил (интроектировал) такое отношение к себе родителей.

Ф.Перлз рассматривал интроекты как нежелательные, даже вредные образования, а саму интроекцию - как процесс механического присвоения внешних ценностей и стандартов, характерный для незрелой личности. Он указывал, что более совершенным механизмом, присущим развитой, зрелой личности, является не интроекция, а ассимиляция - превращение, "переваривание" того внешнего материала (норм поведения, социальных установок, знаний и т.п.), который предлагает и навязывает личности социальное окружение.

 

8. Замещение

 

Замещение - это реализация неудовлетворенных желаний и стремлений с помощью другого объекта. Иными словами, замещение - это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.

Например, если человек, которого вы любите и с которым связывали удовлетворение ваших потребностей и желаний, является недоступным для вас, то вы переносите все ваши чувства и возможности удовлетворения потребностей на другого человека. А если ваша мечта стать писателем не осуществилась, то вы в качестве замещения можете выбрать профессию учителя литературы, частично удовлетворяя ваши творческие потребности.

В случае замещения имеет место частичная разрядка энергии, напряжения, которое создается одной потребностью и связано с определенным переносом энергии на другой объект. Но это не всегда приводит к достижению желаемой цели, поскольку существует угроза восстановления напряженности.

Эффективность замещения зависит от того, насколько замещающий объект похож на предыдущий объект (с которым сначала связывалось удовлетворение потребности). Максимальное подобие замещающего объекта гарантирует удовлетворение большего числа потребностей, которые сначала связывались с предыдущим объектом.

Например, физика имеет большую силу замещения для математики, чем история, поскольку она больше похожа на нее. И если математику не дать возможности работать по специальности, то он лучше себя реализует и удовлетворит свои потребности, занимаясь физикой (или техникой), чем историей. Следовательно, физика является лучшим замещающим объектом для математики, чем литература или история.

 

9. Фантазия (воображение)

 

Является очень распространенной реакцией на разочарования и неудачи. Например, недостаточно физически развитый мальчик может получать удовольствие, мечтая об участии в чемпионате мира, а спортсмен-неудачник, воображая, как с его соперником случаются всяческие неприятности, облегчает свои переживания.

Фантазии выполняют функции компенсации. Они содействуют поддержанию слабых надежд, смягчают чувство неполноценности, уменьшают травмирующее влияние обид и оскорблений.

Исследуя роль фантазии, психологи решили проверить гипотезу: на самом ли деле с помощью фантазии ослабляются агрессивные импульсы. Испытуемых разделили на три группы. Людей из первой группы преднамеренно обижали и сразу же после этого предлагали придумать рассказ по картинкам, что давало возможность выхода их чувствам. У испытуемых второй группы такой возможности не было, и сразу после оскорблений их занимали другими делами. В третьей группе людей не обижали, а только предложили придумать рассказ по картинкам. Результаты экспериментов подтвердили гипотезу. Обиженные испытуемые в своей фантазии обнаружили большую агрессивность. А те, кто после эксперимента получил возможность придумывать рассказ, позже выявляли меньшую агрессивность и враждебность, чем те, которых отвлекли другой работой.

Данные исследования показали, что, вероятно, между людьми существовало бы значительно больше конфликтов, если бы воображение, фантазия не приносили временного облегчения.

 

10. Деперсонализация

 

Деперсонализация - это восприятие других людей как обезличенных, лишенных индивидуальности представителей некоторой группы. Если субъект не позволяет себе думать о других как о людях, которые имеют чувства и индивидуальность, он защищает себя от восприятия их на эмоциональном уровне.

При деперсонализации другие люди воспринимаются только как воплощение их социальной роли: они - пациенты, врачи, учителя. Акт деперсонализации других людей может в определенной мере "защитить" субъекта. Это предоставляет возможность, например, врачам лечить своих пациентов, не ощущая переживания под влиянием их страданий. Кроме того, это дает возможность им скрыть свои настоящие чувства (приязнь или неприязнь) за профессиональной маской.

Деперсонализация приводит также к насилию и жестокости.  

Например, убеждая себя в том, что евреи - не люди, воспринимая их только как носителей определенной социальной роли, нацисты были способными хладнокровно убивать миллионы евреев.


                    Регрессия.

           Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги, — это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.


Женщина - огромная тайна для мужчин

Алексей Арестович

24 октября 2015

 



Многие дамы возмущались:

- мол, автор-де отрицает необходимость и зависимость от любви у мужчин.

Мол, женщина, это - Тайна. Сладкая, загадочная, манящая и все мужики, как один, не могут пройти мимо.

Эх, девочки.

Я вам больше скажу: женщина это Огромная Тайна для мужчин, terra incognita, Неизведанная Вселенная.

Казалось бы, бы знаешь её всю - до последнего квадратного миллиметра, ты выучил её привычки, болезни и капризы, ты живёшь с ней годы, ты видел её в горе и радости, болеющей и некрасивой, в соплях и слезах и - вечерней и шикарной, в маленьком черном платье, и эти ноги. И каблуки.

Ты просыпаешься с ней в тысячный раз, ты несколько часов назад имел её душу и тело, и делал с ней, что хотел.

Казалось бы, тайна отступила, все, уже нет покровов, уже все ясно - добела, но - завтрак, она взмахнула ресницами, повернула голову, переложила ногу за ногу и - каждый раз, как первый.

Более того, тайна не только в своей женщине.

Тайна - в маленьких ручках и огромных глазах маленьких дочерей, тайна - в комнатах и дневниках подросших.

Тайна - в маминой каше и бабушкином доме.

Тайна - в сердце сестры.

Тайна - в коленках одноклассниц и декольте сотрудниц.

Твоя/не твоя, та, которую обнимаешь ты, и которая обнимает тебя. Тайна, в той которую ты разлюбил и тайна в той, что отказала тебе.

Огромная, непонятная и недоступная, как ни старайся, тайна.

"Красавица - это меч, разрубающий жизнь" - самурайская пословица.

Не забудем, что слава, удача, фортуна, жизнь, судьба и - смерть - тоже женского рода.

Всякий раз, сталкиваясь с женщиной по-настоящему, мужчина стоит перед ней, как на краю Великого ледника. Где-то на пороге чёрной бездны - полной звезд, туманностей и невозможно далёких галактик.

Мы воспринимаем вас так же как свою судьбу. И смерть. Тотальная загадка и лишь иногда проступают черты понимания - лишь затем, что скрыться ещё надёжнее.

Стоим, как перед Вечностью.

И, конечно, мы страшно зависимы от вас. Ваше влияние на нас - огромно и неисчерпаемо.

Колоссально. Так влияет Вселенная, в которую, не зная ничего, и не надеясь знать, ты должен прыгнуть без парашюта и страховки.

И вот теперь - стоп.

Мы обсуждали, что мальчики делятся на настоящих и дозревающих.

Хотите понять, из чего сделан мужчина - посмотрите на него в момент, когда у него отобрали славу. Удачу, фортуну, судьбу.

Желательно, чтобы смерть ещё приобняла его за плечи.

Есть мужчины, которые подчиняются этой Вселенской Тайне. В том или ином варианте, в тот или иной момент.

Тайна настолько страшна и сильна, что некоторые готовы даже тапочки в зубах носить, лишь бы уцелеть и дотянуться.

Но настоящий мужчина стоит перед лицом этой тайны - Женщины, так же, как и перед лицом смерти.

Знаете, есть те, кто просит не расстреливать, а есть те, кто командует собственным расстрелом.

А есть и такие, что спокойно полируют ногти:

- Да, Тайна. Да, страшно. Да, ужасно тянет. Да, невозможно противостоять. Да, Рок. Да, зависимость. Да, неизвестность. Да, непредсказуемость. Все так. Ну и что?.. Равняйсь. Смирно. В атаку - вперёд!..

Правильный мальчик, даже ребёнок, в любой ситуации стоит так, как ему было велено - прямо.

- Ничего не могу поделать с этим. Поэтому - пойду, займусь делом.

Женщина, со всей своей таинственностью, представляет для себя большущую проблему.

У неё - физиология, у неё гормоны, у неё - мечты, у неё - обязанности, у неё представления, у неё - желания, у неё - ценности, а самое главное:

- у неё практически нет возможности вершить свои дела прямо,

- и у неё внутри - огромная чёрная дыра в мировой хаос, который прет, вверх, как чёрная квашня, которую только успевай месить.

Отсюда: вечные заботы о создании условий, которые подтолкнут её в нужном направлении и поиск того, что поможет ей справиться с иррациональным, идущем в её мир из глубины ее души.

Только одно средство по-настоящему, избавляет её от всего этого (хотя бы на время) и полностью преображает мятущуюся женскую натуру - любовь. Именно, поэтому любви - посвящается столько женского внимания.

Мальчикам, как я уже говорил (и о чем мы спорили) много проще.

На нас хаос (в том числе, женский) прет стеной снаружи.

Кажется, что мир хочет тебя раздавить, и всего-то проблем - зевнуть в лицо опасности и продолжить делать дело.

Качество мужчины определяется его способностью вести свою линию, вопреки всему - миру, врагам, друзьям, себе, судьбе и своим слабостям. Дрожать коленями, но идти.

Качество женщины - определяется её способностью любить и отдаваться любви, т.е, любить без оглядки.

Осторожничающие в любви женщины это то же самое, как осторожничающие по жизни мужчины: понятно, но противно.

Смешно.

И там, где женщина должна рискнуть и отдаться полностью, мужчина должен рискнуть - и устоять вопреки.


Взгляд на извечный вопрос о пессимистично-оптимистичном стакане сквозь призму религиозно-философских течений.

 

1.   Буддизм: стакана на самом деле нет.

 

2.   Иудаизм: ну почему стакан наполовину пуст только у нас?

 

3.   Православие: стакан наполовину пуст за грехи наши.

 

4.   Католицизм: стакан наполовину пуст только у плохих людей.

 

5.   Ислам: нет стакана кроме стакана.

 

6.   Фрейдизм: в детстве вам недоливали.

 

7.   Стоицизм: да, стакан наполовину пуст - так мне и надо.

 

8.   Коммунизм: каждый имеет право на полный стакан.

 

9.   Социализм: стакан пустой, зато у всех одинаково.

 

10.               Йоги: ты и есть стакан и его содержимое.

 

Стакан не пуст и не полон. Это и не стакан вовсе. И это не ты на него смотришь, а стакан смотрит на твою проекцию его мыслей о том, чем ты хочешь казаться самому себе. Или нет. © Пелевин